Эволюция уличного искусства: от граффити до муралов и промышленного арта

Не все уличные рисунки — это граффити. Большие картины на стенах зданий, заборах и коммерческих объектах правильно называть муралами. Слово «мурал» образовано от испанского el muro, что в переводе означает «стена». В статье расскажем, как развивалось уличное искусство и как нелегальные граффити превратились в инструмент развития компаний.
Истоки уличного искусства
Нанесением рисунков на стены занимались еще первобытные люди. Но все же официальной страной зарождения муралов считается Мексика. Революционное настроение в 1920-х годах стало призывом для мексиканских художников создавать пропагандистские картины на улицах. Захватившие власть коммунисты, заказывая художникам роспись стен, сами не предполагали, что картины станут пропагандой коммунизма.
Хосе Давид Альфаро Сикейрос.

Мексиканский художник. Живописец, график и монументалист. Политический активист, участник коммунистического движения. Фото: elciudadano.com
В то же время уличные банды Нью-Йорка начинают оставлять свои метки, но пока это просто надписи без художественного исполнения.
В СССР фасады однотипных домов тоже украшали картины, изображающие советские ценности, перспективы в покорении космоса, первенство в спорте. Только их обычно создавали не красками, а при помощи мозаики, фресок, витражей и барельефа.
Популяризация граффити
С конца 1960-х годов власти крупных городов США и Европы безуспешно пытаются бороться с райтерами. Овладев техникой рисования аэрозольными баллончиками, уличные художники оставляют свои имена, метки банд и молодежных течений на стенах домов, метро, заборах и общественном транспорте. Граффити зачастую были понятны только самим художникам и малым группам их единомышленников.
Граффити в Нью Йорке в 1960-1970-х. Фото: bangkokbook.ru и ru.pinterest.com
Расцвет граффити пришелся на 1970-е — начало 1980-х годов. Теперь в рисунках можно разглядеть не только буквы и метки банд, но и привлечение внимания к насущным проблемам, социальные протесты.
Угроза наказания не останавливала художников стрит-арта, и порча имущества продолжалось. Тогда власти мегаполисов придумали, как направить рисование на стенах во благо.
Другая сторона уличного искусства
Отправной точкой современного мурала принято считать середину 1980-х годов, когда картины стали появляться на стенах с разрешения администрации и по заказу брендов. Производители компьютеров, бытовой техники, Mcdonald’s, Coca-cola, M&M, Rockstar Games и другие крупные компании оплачивали художникам рекламу, созданную красками на стенах. Это были не только надписи, но и настоящие сюжетные картины.
Власти все также ведут борьбу с нелегальными граффити на вагонах метрополитена, но при этом предоставляют художникам площадки для легального творчества. За реализацию идей по благоустройству мастера получают деньги.
Метро Нью-Йорка в 80-е. Фото: gaz-card.ru
Например, в Европе после сноса Берлинской стены ее оставшаяся часть стала официальным холстом для мастеров стрит-арта. На объекте появились работы 118 художников из 21-ой страны.
В 2000-е годы уличное искусство приобретает новый смысл. Мастера продвигают эстетические и художественные ценности. Так, известный уличный художник Бэнкси наряду с выражением своих идей и политических взглядов создавал работы, которые притягивали внимание жителей и туристов своей красотой и уникальностью исполнения.
Работа Бэнкси. Фото: bangkokbook.ru и ru.pinterest.com
Уличные рисунки становятся оригинальнее и сложнее благодаря появлению новых технологий — проекторов, дронов. Со временем стрит-арт как признанная форма искусства распространился в большинстве стран мира. Сегодня муралы стали частью культуры всех цивилизованных стран. Они украшают городскую среду, привлекают туристов, делают искусство доступным для широкого круга людей.
Художественная роспись как инструмент развития компаний
Некоторые предприятия, о которых раньше знали только в ближайших населенных пунктах, прославились на весь мир благодаря художественной росписи.
Силосные башни. Фото: redeveloper.ru
Например, в Австралии корм для скота на зиму заготавливают в гигантских силосных башнях. С 2015 года эти башни расписывают художники. Картины на башнях вызвали приток туристов, что помогло вдохнуть новую жизнь в несколько маленьких городов. До появления арт-объектов население там активно сокращалось из-за жаркого климата. Роспись силосных башен и проведение арт-фестивалей пошло на пользу экономике населенных пунктов.
Сегодня муралы и промышленный арт служат средством для преображения пространства, привлечения туристов, развития предприятий и регионов. Реализованные проекты явно дают понять: искусству везде найдется место.
В России промышленный арт активно развивается. Одним из нашумевших проектов стали резервуары хранения сжиженного газа на Ямал СПГ, имитирующие огромные банки сгущенки высотой 43,1 метра. Роспись создавалась в суровых условиях Арктики и заняла 10,5 тыс. квадратных метров. Был создан имидж передового производства на международной арене. Благодаря такому оформлению предприятие прославилось на весь мир.
Резервуары «Сгущенка». Источник: raskrasimvse.ru
К другим статьям в блоге ⮏