Первая роспись градирни в России: как создавали масштабный подарок для металлургов
Объект
градирня ТЭЦ
Время реализации
30 рабочих дней
Заказчик
ПАО "Новолипецкий металлургический комбинат"
Нашим заказчиком выступил НЛМК, Новолипецкий металлургический комбинат — один из крупнейших международных производителей стали и стальной продукции. Мы сами стали инициаторами сотрудничества:
с 2023 года изучали деятельность компании и ее социальные программы, чтобы предложить полезный и интересный проект.
Задача
Отразить триединство: родной завод, люди предприятия и его светлое экологичное будущее.
Эти составляющие предполагалось выразить через главную ценность в жизни каждого человека — семью.
Идея
Главная идея — увековечить труд металлурга. Было важно выразить грандиозность этого труда через масштабный художественный проект, который не имеет аналогов в стране.
Сроки
Нам важно было успеть реализовать проект к конкретной дате — 7 ноября 2024 года НЛМК праздновал свое 90-летие. Наша роспись стала памятным подарком сотрудникам к юбилею предприятия.
Новый арт-объект на НЛМК
Источник: https://vk.com/video-19033391_456240752
Все начинается с эскиза
Команда, которая работала над созданием концепции
  • Арт-директор
  • Художник
  • Дизайнеры
  • Арт-менеджер
Наша задача была не просто украсить технологический объект, а создать масштабный арт-объект, отражающий ценности компании: уважение к человеку, семье и труду. Так на градирне появилась динамичная история из двух частей. Одна сторона символизирует работу, прогресс и энергию предприятия. Вторая посвящена людям — их личным историям.

Особую значимость проекту придало то, что он был реализован в Год семьи. Центральным образом стала семья сотрудников компании, чья жизнь неразрывно связана с предприятием. Это дань уважения всем семьям, вносящим вклад в общее дело.

Главной сложностью стала форма самого объекта. Цилиндрическая поверхность искажала перспективу, и фигуры людей получались плоскими. Решением стало привлечение художницы с уникальным опытом — она работала на Императорском фарфоровом заводе и знала, как работать с объёмными фактурными формами. Её мастерство позволило «обнять» росписью коническую башню, сохранив правильные пропорции и динамику фигур.

Изначально эскиз включал три композиции: элементы завода, группу заводчан и семью. Мы приступили к его детальной проработке весной 2024 года — уделили особое внимание сокращению цветовой палитры в соответствии с брендбуком компании для правильного восприятия рисунка на объекте.
Мы отрисовали более 50 вариантов эскиза! Для нас было крайне важно прислушаться к пожеланиям заказчика и создать живые динамичные позы главных героев. В процессе работы был пересмотрен первоначальный концепт, что потребовало изменения эскиза. Мы оперативно адаптировались к новым требованиям и внесли коррективы в рисунок, благодаря чему на объекте появилась новая художественная история.

Требовалось учесть невозможность использования сложных градиентных переходов и обширной палитры цветов из-за конструктивных особенностей объекта.
3D-модель объекта
Мы сделали 3D-модель градирни. Это помогло нам заранее увидеть, как изображение будет выглядеть в реальности, со всеми возможными искажениями. Во время работы мы сразу замечали проблемные места и тут же их исправляли.
3D модели проекта
Первая художественная роспись градирни: как был организован процесс работ?
Реализация проекта первой художественной росписи градирни представляла собой сложный, многоэтапный процесс:
  • Прохождение аккредитации. Официальная процедура подтверждения нашего статуса как надёжного подрядчика, имеющего право работать с НЛМК (7−10 суток).
  • Заключение контракта и утверждение эскиза (1-2 месяца).
  • Разработка рабочей документации РД , проекта производства работ на высоте ППРв и согласование с заказчиком (1 месяц).
  • Оформление допуска команды на объект. Проведение обязательных процедур, включающих проверку службой безопасности, инструктажи и сдачу экзаменов по технике безопасности (14 суток).
  • Комплектация и доставка материалов (14 суток).
  • Гидроструйная очистка бетонной поверхности градирни , локальный ремонт дефектных участков (20 суток).
  • Геодезическая разметка наносимонго изображения (14 суток).
  • Нанесение фоновых слоев и, наконец, художественная роспись (30 суток).
Для сокращения сроков был применен параллельный метод организации работ: процессы велись одновременно на выделенных захватках с последовательным перемещением между участками.
«Часто я ловила себя на мысли, что не могу поверить в то, что мы действительно способны на такое. Но, как оказалось, все сомнения были напрасны. Мы доказали себе и окружающим, что нам по плечу справиться с этой задачей, несмотря на все трудности и преграды.
Это не просто работа — это часть моей жизни, часть истории, которую мы создали вместе. И эта история останется со мной навсегда, вдохновляя на новые свершения и открытия!»
Полина Уварова
Менеджер по работе с художниками
Кто работал на объекте?
С нашей стороны одновременно трудились девять специалистов
  • ИТР (инженерно-технический работник)
  • 3 альпиниста
  • 3 художника
  • 2 геодезиста
«Этот объект — полоса препятствий, на которые мы отточили свои технологические и бизнес-процессы. В частности, отработку новой технологической цепочки по ремонту градирни и последующего художественного оформления — при том, что наша методика по разметке была усовершенствована на искаженной поверхности.
И да, мы сделали первую градирню в России. Чувство гордости, определенное чувство гордости за то, что мы первопроходцы! За то, что мы понимаем, как это сделать, — и для нас теперь подобные объекты не являются препятствием и ограничением. Мы набрались компетенций, мы готовы что-то похожее и более сложное выполнять и дальше. И, собственно, мы и хотим это делать!»
Алексей Карташов
Руководитель отдела строительства
Сложности, которые мы преодолели
Решение: Для сохранения непрерывности работы предприятия нами была применена гибкая тактика, исключающая остановку градирни. Мы вели работы, постоянно маневрируя и занимая позиции с наветренной стороны, что позволяло избежать прямого воздействия пара на зону окраски.
«Я очень горжусь проектом, нашей компанией.
Мы проделали титаническую работу — с глубоким уважением и тонким подходом к заказчику. Над этим проектом работала буквально вся наша компания. И мы очень благодарны НЛМК за то, что доверили этот глобальный проект именно нам!»
Олеся Шляхтина
Руководитель отдела продаж
Что у нас получилось: первая художественная роспись градирни в России!
Успешно завершили работы к 90-летию предприятия и создали монументальное произведение искусства, ставшее символом уважения к труду металлургов.

Этот проект доказал: даже в условиях жестких производственных ограничений возможно создание масштабных арт-объектов, меняющих облик промышленных объектов страны.

Мы получили высокую оценку от вице-президента компании. Он отдельно отметил, что роспись градирни была выполнена в точном соответствии его ТЗ. Руководитель отдела брендинга НЛМК поделилась, что открытие нашей росписи прошло по-семейному тепло, а масштабы работы вызвали у присутствующих однозначный восторг.

«Это первая в России полномасштабная роспись градирни высотой 55 метров. Традиционно такие сооружения считались сугубо техническими объектами, максимум площадкой для простых паттернов. Мы доказали, что даже столь сложные промышленные конструкции могут становиться визуальными ориентирами города и частью корпоративной идентичности предприятия, соединяя инженерную мощь и культурный код.

Главный вызов - геометрия. Градирня - не плоскость, а искривлённая поверхность. Чтобы изображение выглядело цельно и без искажений с любой точки обзора, мы применили собственную технологию геодезической лазерной разметки и добились сверхточного переноса рисунка на объект.

Высотные работы стали отдельным испытанием. Огромный масштаб фигур и динамика композиции потребовали безупречной координации, инженерной изобретательности и строгого соблюдения техники безопасности. Работы десятков специалистов были синхронизированы до минуты.

Для отрасли это важный прецедент: промышленная архитектура может быть не только утилитарной, но и художественной. Градирня НЛМК показывает, что индустрия способна формировать новые культурные ориентиры и менять привычное восприятие заводских сооружений.

Для РАСКРАСИМВСЁ этот проект - подтверждение нашего лидерства и статуса первопроходцев: мы создаём новый язык взаимодействия промышленности и общества, где инженерные конструкции становятся узнаваемыми объектами среды и предметом гордости людей, которые здесь работают».
Владимир Огнев
Генеральный директор
объектов, зданий и сооружений по всей России.
МАСШТАБНОЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ