«Полярный медведь», Кольская ГМК: как создается масштабная роспись в условиях Крайнего Севера

«Полярный медведь», Кольская ГМК: как создается масштабная роспись в условиях Крайнего Севера

Объект:
Емкость для хранения мазута
Заказчик:
Локация:
Мончегорск, Мурманская область
2 месяца работы
1668 м2 художественной росписи
2 тонны краски и грунтов
Справка! Если «развернуть» полотно с полярным медведем, то оно будет занимать 18 метров в высоту и 90 метров в длину.

«Белый медведь» — один из наших самых узнаваемых проектов. Можно смело сказать, что именно он задал тренд на роспись промышленных резервуаров.

С чего все начинается:

эскиз и требования заказчика

ПАО «ГМК “Норильский никель“» — крупная российская компания, которая запустила масштабную программу по приданию своим предприятиям эстетичного облика. Особенно это важно в условиях Мурманской области, которая не может похвастаться естественным богатством красок. А именно яркие цвета привносят позитив в жизнь и работу — помогают позитивно относится ко всему, что нас окружает.

Изначально такой красочный арт-проект был нужен для вдохновения сотрудников. Но роспись вышла далеко за пределы поставленной задачи! Она стала ярким событием в промышленном инфополе, своеобразной «печатью Норникеля» в северных регионах, знаковым объектом всей Кольской ГМК. «Мончегорский медведь» появился в корпоративных газетах, на плакатах компании, стал звездой в местных СМИ.
«Где людям, работающим на тяжелом производстве, знакомиться с искусством? Где получать положительные эмоции? Здесь, на родном предприятии, где они проводят фактически половину жизни»
Алексей Карташов
Директор по строительству
С чего все началось?
Перед нами стояла задача расписать резервуар №9 — абсолютно новый промышленный объект, построенный с нуля. Эскизы мы разрабатывали специально под эту огромную емкость — нам хотелось создать дизайн, который поражает воображение, особенно на производственной площадке. Для этого мы специально выезжали на КГМК , изучали и исследовали объект прежде чем разрабатывать технологические цепочки нанесения.

Касательно концепции росписи главным требованием заказчика была тематика Севера — тундры, Кольского полуострова. Мы предложили много разных вариантов с флорой и фауной сурового края. Но все же самым эффектным образом стал белый медведь, ныряющий в ледяную воду.
Резервуар до художественного оформления
Справка! Отметим, что в самом Мурманске полярные медведи не водятся. Но мы предложили более широкую трактовку образа. Белый медведь — это символ Арктики и всего заполярного края.

Заказчик принял нашу концепцию одним словом — «Согласовано!»

Концепция художественного оформления резервуара РВС 9
«Будет здорово, если промышленные площадки задумаются о своем внешнем облике. Это же отлично, когда предприятие большое, современное, когда оно показывает себя с необычной стороны. Что есть резервуар, в котором хранится мазут, но он может быть произведением искусства. Что они производственники, суровые люди но им тоже прекрасное не чуждо.

Надо ломать этот стереотип — “суровые мужчины, суровые предприятия”. Нет, это творческие люди, которые тоже обладают вкусом и творческой инициативой, предлагают интересные идеи»

Евгения Зубрицкая
Коммерческий директор RASKRASIMVSЁ

Подготовка поверхности и реализация росписи: какие работы были выполнены?

Работа над «Полярным медведем» проходила в несколько этапов:

  1. «Зашивание». Резервуар утепляли, делали оболочку из гладких листов с внутренним и внешним покрытием.
  2. Помывка фасада. Очистка и подготовка к дальнейшим работам.
  3. Грунтовка поверхности. Альпинисты провели грунтование эпоксидными составами, совместимыми с двухкомпонентными полиуретановыми красками, которые мы в дальнейшем использовали.
  4. Фоновый выкрас. Резервуар закрасили синей краской (под основной фон картины), на который в дальнейшем предполагалось по слоям наносить изображение животного.
  5. Перенос эскиза. Для переноса контуров с эскиза использовался проектор — работали методом проекционного высвечивания.
  6. Отрисовка изображения в соответствии с анатомией тела животного. Сначала рисовали скелет медведя, затем, послойно, мускульную систему, мышечную массу. В завершение — кожа, шерсть, глаза, уши, когти.
  7. Заполнение контуров промышленными двухкомпонентными красками. Традиционные для этих целей аэрозольные краски не настолько стойкие, чтобы выдержать агрессивную производственную среду — мы решили отказаться от их использования в пользу специальных двухкомпонентных красок, предназначенных для производственной среды.


Важно! Так как медведь ныряет в воду, было важно детально проработать все многочисленные брызги. Изобразить, как меняется рисунок при давлении и течении воды. Это полная детализация с эффектом погружения.

Какие материалы мы использовали и почему?

Это первый проект, который мы выполнили не стандартной аэрозольной, а новой полиуретановой двухкомпонентной краской. В чем отличия?

  • художники должны сами смешать компоненты;
  • есть только 30-60 минут для нанесения краски;
  • если не успеть за данное время, краска затвердеет и станет непригодной для использования.
Справка! Двухкомпонентная полиуретановая краска = эмаль + отвердитель.

Толщина нанесения двухкомпонентной краски — 50-150 микрон. Толщина нанесения аэрозольной краски — не более 15 микрон. Важно было нанести как можно более толстый слой, так как промышленная краска дополнительно выполняла роль защитного антикоррозионного покрытия. У аэрозольной краски же одна функция — декоративная.

Почему была выбрана именно двухкомпонентная краска?
  1. Опасный производственный объект.
  2. Суровые погодные условия.
  3. Агрессивная среда.
  4. Высокая влажность.
  5. Угроза усиленной коррозии.
Итог! В агрессивной среде двухкомпонентная краска — это лучшее решение, потому что она будет держаться максимально долго, если сравнивать с фасадными и аэрозольными красками по химическим свойствам.

«На предприятии фиксировались выбросы сернистого ангидрида, который является катализатором усиленной коррозии металлов. Поэтому было необходимо максимально стойкое покрытие поверхности, которое впоследствии защищало бы от ржавления»
Алексей Карташов
Директор по строительству

Какие технологии задействовали во время малярных работ?

Проект с медведем в художественном плане очень сложный, так как это роспись в технике реализм. Недостаточно правдоподобно изобразить животное — требуется прорисовать каждую шерстинку. И такая детальность должна соблюдаться на каждом участке гигантской картины.

Для нанесения краски на поверхность мы использовали компрессоры, краскопульты. Постоянно требовалась замена краски в компрессорном оборудовании — для работы с каждым новым цветом. Художники в обязательном порядке выделяли время на промывку шлангов, продувку сопла.

Высота объекта (без учета подиума)
16,5
метров
Чтобы работать с ним, мы задействовали собственное самоходное высотное оборудование — доставили его из Санкт-Петербурга.
Справка! Наши художники имеют все аттестации и допуски для работы с высотным самоходным оборудованием.

Кто работал над росписью: художники и альпинисты

Кольская ГМК — закрытый опасный производственный объект, который занимается добычей ценных и редкоземельных металлов. Это накладывает определенные ограничения. Чтобы расписывать комбинат, обязательно нужно пройти соответствующее обучение, иметь от 4 до 8 различных типов допусков. Отсюда требованием заказчика было предоставить квалифицированную бригаду, которая осознает все риски и готова выполнить проект качественно.

Помимо этого, наши художники прошли необходимые подготовительные мероприятия непосредственно на КГМК:
  • инструктаж от службы безопасности;
  • допуски на работы на высоте;
  • экзамен для художников по металлу.
«У нас была сильная и подготовленная команда – одни из лучших художников в России. Их мастерство позволило нам реализовать этот объект»
Алексей Карташов
Директор по строительству
Над проектом по росписи резервуара работала целая команда:
ИТР
2 художника
3 альпиниста
Команда наших художников соответствовала всем требованиям:
  • Квалификационное свидетельство по профессии «Художник».
  • Готовность работать на опасном промышленном объекте.
  • Готовность реализовывать проект в экстремальных погодных условиях.
  • Опыт росписи двухкомпонентной краской.
  • Все необходимые допуски — противопожарный минимум, работы на высоте, работа с высотным оборудованием, электромонтажная аттестация, электродопуски, охрана труда.
  • Готовность сдать масштабный проект точно в срок, учитывая большие простои из-за непогоды.

Особые условия реализации проекта в условиях Севера

Мы начали работу на объекте во второй декаде августа — в октябре уже были экстремально низкие температуры. Поэтому мы были вынуждены добавлять катализаторы, чтобы краски не густели.
Справка! Допустимый минимум температуры для нанесения рисунка: до -5 градусов.

Экстремальные условия были связаны не столько с краской, сколько с самой поверхностью. Она обледеневает, покрывается инеем. Это дополнительная влажность — при больших показателях наносить красящие материалы нельзя, так как они не будут держаться. Мы тщательно проверяли уровень влажности и строго придерживались технологических цепочек.
Справка! Влажность воздуха 80 % и более — недопустимые условия для нанесения росписи. Если их нарушить, рисунок придет в негодность уже на следующий год.

В условиях Заполярья короткий световой день. Ближе к октябрю приходилось завершать работу в темноте, в ночное время. К этому стоит добавить низкие температуры, однако у наших художников достаточно мастерства, чтобы вносить финальные штрихи даже при «минусе».

Так как Мурманская область — это суровая погода и постоянные осадки, для обработки металлоконструкций использовались инновационные материалы и специальная грунтовка для экстремальных погодных условий. Также была необходимость работать с двухкомпонентной краской. Она традиционно используется для промышленных емкостей, но очень редко применяется в художественной росписи.

Какие были трудности и как мы с ними справились?

До
После
Эскиз
«Подойдя к резервуару, я действительно ощутил свою микроскопичность по сравнению с ним. Таких больших поверхностей мне не доводилось расписывать! А если учесть, что резервуар круглый, это однозначно добавляет сложности — нужно учитывать все изгибы для переноса эскиза.»
Артем Кови
художник
Факт! Двухкомпонентными красками до нас в России фотореалистичные, фотографические изображения не рисовал никто.

Что у нас получилось? Отзывы

Заказчик признался, что результат превзошел все ожидания. Директор КГМК был искренне рад, что производственная площадка преобразилась. Художника Артема Кови, который расписывал объект, сотрудники благодарили лично, жали руку.
объектов, зданий и сооружений по всей России.
МАСШТАБНОЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
Промышленный арт, роспись фасадов корпусов
Промышленная роспись зданий и сооружений
ЯМАЛ СПГ сгущёнка резервуары
ЯМАЛ СПГ ПАО
Полуостров Ямал 2019 г.
СМОТРЕТЬ БОЛЬШЕ РАБОТ RASKRASIMVSЁ
«ГМК «НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ»
Мурманск, 2019 г.
«ПОЛИЭФ», СИБУР
Благовещенск, 2022 г.