Комплексное оформление промышленной территории для «Новатэка» и самый большой логотип для самого большого цеха в России

Локация:
село Белокаменка, Мурманская область
Заказчик:
ООО «НОВАТЭК-Мурманск»
Проект:
«Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС)»
Начало работ: август 2022 года
Срок контракта: 1 год
Окончание работ: июль 2023 года
Контракт:
выполнение комплекса работ по декоративной отделке фасадов зданий в рамках реализации проекта ЦСКМС
Начало работ: детальный проект
Монтаж вывесок: краны и лебедки
Специальные решения: все в рамках технического задания
Дополнительные работы
Подготовка поверхности: сложные сэндвич-панели и всемогущие «Керхеры»
К росписи — со строительным размахом: геодезисты и альпинисты
Профессиональная краска vs. Крайний Север
Трафареты для 2500 окружностей
  • общая площадь декоративно-художественных работ: 12 000 м²
  • общая площадь логотипа: 1700 м²
  • размер логотипа: 41х44 м
  • 2500 окружностей
  • диаметр окружностей: от 30 до 180 см
Навигация:
Роспись:
Световые вывески:
  • высота монтажа: до 97,5 метров
  • размер букв: до 80 метров

Что требовалось заказчику: смыслы, вызовы, концепции

ЦСКМС — самый крупный цех в России и один из самых крупных цехов в Европе. И заказчик хотел, чтобы он выделялся не только на производственном, но и на визуальном уровне. Чтобы комплекс был узнаваем на международной арене.
Петр Геннадьевич Оборин, генеральный директор ООО «НОВАТЭК-Мурманск», поставил цель вывести бренд ЦСКМС в достойный ряд с «Новатэком» и «Арктик-СПГ». Центр должен быть хорошо виден с моря, со стороны доков.
Условием от председателя правления газовой компании ПАО «Новатэк» Леонида Викторовича Михельсона стало, чтобы брендированная часть просматривалась из административного здания, куда прибывают почетные делегации.
Исходя из этого, заказчик обратился с запросом сделать комплексное декоративное оформление цехов ЦСКМС. Был проведен проектный конкурс на лучшее дизайнерское оформление объекта.
Проект комплексного оформления ЦСКМС
Важно! Заказчик поставил условие подготовить проект к спуску на воду плавучего завода по производству сжиженного природного газа «Арктик СПГ-2» к концу июля 2023 года. Ответственности добавлял и тот факт, что ожидалось прибытие на мероприятие президента РФ Владимира Путина.
« В продукт “комплексное оформление промышленной территории” входит брендирование, декоративное оформление, монтаж устройств навигации, световых вывесок, подсветки. Эта услуга способна решить несколько задач сразу — это брендирование, узнаваемость, выделение художественной составляющей»
Алексей Карташов
Директор по строительству
В итоге базисом художественного оформления ЦСКМС стали четыре волны, схожих по колористике с северным сиянием. Параллельно этому цветовое решение перекликается с фирменным стилем «Новатэка». Север, газ, море — эти смыслы прочитываются с первого взгляда.
Факт! Комплексное оформление ЦСКМС сделало объект видимым на расстоянии до 15 километров — как с противоположного берега Кольского залива, так и со стороны вертолетов на подлете. Благодаря этому его хорошо видно с моря, с суши и с воздуха.

Самый большой логотип за Полярным кругом

Наша команда подготовила три логотипа для ЦСКМС:
41х44 м
20х30 м
17х17 м

Подготовка поверхности:

сложные сэндвич-панели и всемогущие «Керхеры»

«Холстом» для самого большого логотипа в Арктике стали изготовленные два года назад сэндвич-панели. Мы провели их подготовку по официальным строительным стандартам:

  1. Определение состояния. Оценили категорию агрессивности среды как морская агрессивная, с соответствующей засоленностью.
  2. Выбор системы красок и грунтов. Таких, которые имеют адгезию к имеющейся поверхности, будут долго держаться и не выцветать.
  3. Подбор красок. Провели анализ совместно с нашими партнерами, производителями двухкомпонентных красок, — подобрали устойчивые для данной среды материалы.
  4. Подготовка поверхности. Это помывка, очистка от старых загрязнений, матирование (придание шероховатости для лучшего сцепления).
  5. Разработка системы разметки поверхности посредством геодезической съемки.
  6. Изготовление трафаретов для переноса элементов эскиза.
Первым грандиозным этапом стала помывка
Предварительно была согласована помывка под логотип, но увидев результат, заказчик принял решение провести помывку всего цеха. Это 83 000 квадратных метра! На большую помывку был заключен дополнительный контракт. Работы шли практически месяц, их проводила команда из 5 специалистов-альпинистов.
Факт! Чтобы произвести помывку, требовалось поднимать воду на высоту до 90 метров.
Для ускорения процесса мы использовали экспериментальные методики. Это помогало в один заход удалить пыль, налипшую монтажную пленку, элементы силикона и герметика. Были применены специальные кислоты, которые довольно эффективно убирают старую окраску с белых поверхностей, и щадящие щелочные составы для окрашенных участков.
«Тонны воды и моющие составы распылялись «Керхерами» под высоким давлением до 250 бар. Это настолько мощная струя, что смывает все на своем пути — остаются только саморезы»
Алексей Карташов
Директор по строительству

К росписи — со строительным размахом:

геодезисты и альпинисты

Для переноса эскиза мы использовали нестандартное для художников оборудование — тахеометры, лазерный луч и спутниковую навигацию.

Так, чтобы нанести отдельные точки логотипа «Новатэк» на поверхность, нужно было перенести их координаты с помощью лазерного луча и высокоточного GPS-оборудования. Для этого геодезисту требуется работать по рации в связке с альпинистами, которые наносят разметку на объекте.
Гигантский логотип был трехслойным — мы наносили три слоя красок. Причем для каждого брали свой трафарет, который было необходимо установить, использовать и демонтировать. Это достаточно трудоемкий, но необходимый для качественного нанесения процесс.

Использовались профессиональные двухкомпонентные полиуретановые краски, устойчивые в условиях агрессивной производственной и морской среды

Какие сложности нам пришлось преодалеть?
  1. Краски требуют подготовки и специального оборудования.
  2. Быстро застывают. Нужно успеть замесить состав, соединить его с отвердителем — и в течение 1 часа нанести.
Профессиональная краска vs. Крайний Север
Факт! Полиуретановые краски, которые мы использовали, показывают стойкость до 35 лет.
Важно было не просто использовать полиуретановую двухкомпонентную краску, чтобы логотип служил долго и не выгорал. Нужно было выдерживать и определенную толщину слоев, что также проверялось заказчиком:

  • толщина одного слоя — от 75 до 100 микрон;
  • общая толщина — 120-150 микрон.
Где позволяла высота, мы использовали самоходные вышки с максимальным вылетом стрелы до 40 метров. И чтобы перемещать их, и чтобы работать с ними, требовалась специальная аккредитация, для каждого своя. Поэтому мы дополнительно привлекали к работам трактористов, имеющих соответствующие права с допуском к самоходным грузоподъемным механизмам.
Одновременно мы использовали:
  • в нижней части логотипа — до четырех самоходных вышек, на которых работали художники;
  • в верхней части логотипа — высотное оборудование, на котором работали альпинисты-маляры.

Это было необходимо, так как максимальная высота логотипа составляла 65 метров, а вышки достают только до 50 м.
Для нанесения точных геометрических фигур разных размеров мы использовали специально разработанные трафареты.
Решение:
составляли, как из мозаики, окружность из отдельных трафаретов.
Трафареты для 2500 окружностей
Ситуация:
нам нужно было делать окружности до 1,8 м в диаметре. Но максимальная ширина трафарета — 1,2 метра.

Световые вывески: на высоте до 100 метров

По габаритам и форме букв мы были ограничены техническим заданием. Но нам разрешалось применять конструктивные решения, с которыми вывеска бы выглядела изящнее, стала более прочной, герметичной, светила равномерно.

Начало работ: детальный проект и документация

Совместно с проектной группой заказчика мы работали над проектной документацией.

  1. Выходили на местность — альпинисты со стороны цеха обследовали несущие конструкции.
  2. Разрабатывали варианты, каким образом прикрепить несущий каркас самой вывески к несущему каркасу здания.
  3. Получили разрешение на то, чтобы к колоннам (прямоугольным и квадратным трубам несущего каркаса здания) было возможно приварить кронштейны несущего каркаса вывески.
  4. Отверстия в панелях было необходимо загерметизировать, чтобы не создавать мост холода, не допустить проникновение атмосферных осадков. Следующим этапом было восстановление антикоррозионного покрытия.
  5. Нужно было так разработать конструкцию крепления букв, чтобы можно было оперативно их смонтировать и зафиксировать. И сделать штатные узлы крепления, чтобы вывеску не сдуло сильным ветром.
Факт! Основная метка крепления букв ЦСКМС — 80 метров.

Монтаж вывесок: краны и лебедки

Монтаж вывесок осуществлялся двумя методами:

  1. По трем вывескам удалось привлечь подъемный кран на автомобильном шасси Liebherr с высотой стрелы 104 метра. Грузоподъемный механизм поднимал каждую букву по отдельности, устанавливал на каркас с элементами монтажного крепления. Параллельно использовался кран РДК-130 на гусеничном ходу.
  2. Для монтажа одной вывески кран не доставал. Поэтому мы каждую букву разделили на 4-7 сегментов. Вручную, лебедками поднимали детали на смежную кровлю. Затем тем же способом собирали на несущий каркас на несущей стене — навешивали и стягивали отдельные элементы.

Предварительно на земле проверяли, что каждый элемент вывески светится. На высоте собирали электрическую цепь и дополнительно контролировали, что все части вывески светятся одновременно, как единое целое.

Из чего состояла каждая вывеска?

  • Стальной каркас по форме букв с порошковой антикоррозийной окраской.
  • Алюминиевый обут, загнутый специально под конструкцию буквы.
  • Молочное оргстекло.
  • Система светодиодных элементов.
  • Трансформаторы.
  • Система проводки.
  • Элементы несущего каркаса разгрузочной рамы.
  • Крепежные болты.
  • Композитный материал для тыльной облицовки.

Специальные решения в рамках технического задания

Мы детально проработали схему несущего каркаса самой рамы буквы, чтобы можно сделать более облегченный вариант. В результате одна буква весит не более 100 кг при габаритных размерах 4х4 метра.

Для соединения швов мы использовали лазерную сварку. С ней металл небольшой толщины не прогорает, а само сваривание — более точное. Также используется лазерная резка металла, что играет в пользу высокой точности резки и практически исключает кривизну конструкции. Для хорошей антикоррозионной защиты прокрасили буквы в специальных камерах порошковой краской — она ложится максимально тонким слоем, что положительно влияет на уровень освещения.
Также мы применили сразу несколько собственных ноу-хау:
  • по светопрозрачности вывески;
  • по обеспечению герметичности;
  • по приданию эстетического вида всей конструкции.

Навигационная система: крупнейшая в России

ЦСКМС — один из самых больших цехов в мире. На таких огромной территории невозможно ориентироваться без грамотной навигации. Важно, чтобы такая система была читабельна и понятна для каждого, кто с ней взаимодействует.
Проект внешнего вида навигационной системы был уже готов и утвержден заказчиком, так как это штатное техническое решение, без которого не может существовать производственный объект. Мы могли предлагать только вариацию исполнения из накладных композитных материалов — негорючих, совместимых, определенных цветовых решений. Монтаж навигационных вывесок стартовал в октябре 2022 года.

План работ:

  1. На предприятии-изготовителе композитных материалов мы заказали композит нужной цветовой гаммы.
  2. Для нас создали специальную порошковую окраску в соответствии с фирменными цветами заказчика.
  3. Под заказ сделали фрезеровку, резку букв для дальнейшего монтажа навигационных вывесок на объекте.
  4. Композитный материал поступал на объект отдельными деталями, пазлами, из которых требовалось своими силами собрать единое целое.
  5. Мы распределяли материал для будущих по точкам загрузки на кровлю.
  6. Свешиваясь с кровли, альпинисты-монтажники монтировали на размеченных геодезистами точках навигационные вывески.
Факт! Завод-производитель композитных материалов специально для нас выпустил партию композитов, колерованных в фирменные цвета «Новатэка». В оптовой продаже такие материалы не представлены.
Как это было
Как это было
В первый сезон (до конца 2022) мы смонтировали все крупные вывески на ЦСКМС (цех 107), а с 2023 года приступили к монтажу элементов навигации на более малых высотах. За два месяца полностью закончили работу в цехах 101-115 и в столовой. Общий срок работ по монтажу навигационной системы занял 3 месяца.
Использовали:
на большой высоте — метод промышленного альпинизма;
на малой высоте — высотное оборудование, тура, приставные леса.
Для этой части комплексного проекта верхнеуровневая система осталась без изменений:

  • руководитель проекта;
  • главный инженер;
  • инженер ПТО;
  • инженерно-технический работник (начальник участка);
  • бригадиры для каждого звена альпинистов.

Дополнительные работы

Дополнительно мы осуществляли работы по декоративному оформлению столовой ЦСКМС с помощью композитного материала. Монтировали композит на стены, делали выступающие элементы, цокольный карниз. Отдельно при собирали и оформляли входные группы в количестве пяти штук. Делали облицовку несущего каркаса и кровли, дополнительный подогрев от наледи, монтировали водосточную систему, уличное освещение для входных групп. В общем, представили еще один отдельный продукт.

Факт! Мы способны делать входные группы не только для столовых, но и для общественных, административных зданий, въездных зон с наличием малых архитектурных форм.

Сложности, с которыми мы справились

Сезонность
В зимний период сложно выполнять любые работы в принципе, особенно малярные. Но нам повезло, что мы могли переключиться на монтажные и избежать больших простоев
Окисление металла, оставшееся с монтажа панелей
Загрязненные сэндвич-панели
Повсеместные загрязнения производственной пылью, осталась монтажная пленка, которая успела фрагментироваться на солнце, — все это довольно затруднительно очищать
Окалина осела на белой поверхности и за 2 года эксплуатации переросла из ржавых точек в сплошное облако желтого цвета. Отмыть это обычными средствами невозможно, отчего мы применяли специальные кислоты
Искривленная поверхность эмали
Перенести эскиз в точности можно только с помощью геодезического оборудования, которое мы с успехом задействовали. При стандартном переносе изображения с помощью проектора коррелировать это искажение невозможно
Для проведения лакокрасочных работ очень ограниченные рамки
Это плюсовые температуры, влажностный режим не выше 80 %, порывы ветра до 5 м/с. В данной климатической зоне такие идеальные погодные условия практически отсутствуют, поэтому приходилось выполнять работы рывками, лавировать между разными типами мероприятий
Погодные условия не позволяли выработать двухкомпонентную краску на 100 %
Сложно подобрать краски под фирменные цвета заказчика
Промышленные двухкомпонентные краски сложно колеруются — для этого нужно определенное время. Однако мы нашли партнера, который согласился колеровать краски специально под наш заказ
Выходили потери по краске и лишние трудозатраты. Погода в условиях Кольского залива меняется молниеносно, а художнику подняться на высоту 90 метров требуется время. Издержки, связанные с простоем техники и использованием материалов мы брали на себя
Сложный канатный доступ для работы альпинистов
Козырек не позволял свесить оборудование напрямую — приходилось выходить через внутренние конструкции
Вертикальные уступы на поверхности
Ограниченная цветовая гамма для композитных материалов
У «Новатэка» есть фирменные цветовые решения (уникальный красный цвет RAL 3018), под которые мы специально заказывали окраску материалов
Приходилось наносить буквы так, чтобы они огибали эти зоны — для этого мы готовили специальные конструкции, загибы

Комплексный проект на опасном производстве: кто его создавал?

Мы провели сбор команды в полном соответствии со строительными регламентами. Первым делом было создано строительное управление с руководителем проекта, главным инженером, отделом ПТО, инженером производственно-технического отдела и инженерно-техническими работниками, которые руководили процессом на самой территории.

На объекте были задействованы:
  1. Профессиональные альпинисты с квалификацией маляров.
  2. Художники с квалификацией, позволяющей работать с трафаретами и двухкомпонентными красящими составами.
Основные работы производились на высоте от 30 до 90 метров. Чтобы осуществлять их, мало быть только художником, монтажником или альпинистом, требуется целая группа допусков для работы на опасном производственном объекте.

ИТР аттестован:
  • по промышленной безопасности;
  • по работе на высоте;
  • по работе с грузоподъемным высотным оборудованием;
  • по работе с высотным оборудованием на самоходном и автомобильном шасси для транспортировки людей ;
  • по организации строительно-монтажных работ.

Это минимум, с которым наш начальник участка мог находиться на объекте.
Все специалисты, работающие на высоте, имеют аттестации, квалификационные удостоверения для работы на высоте 1, 2 и 3 категории — в зависимости от функциональных обязанностей. У всех есть необходимая аттестация по охране труда, противопожарному минимуму, оказанию первой помощи. Отдельно, в зависимости от профессии, квалификация специалиста подтверждается удостоверением или дипломом.
ЦСКМС — образцово-показательная строительная площадка. Здесь требуется соблюдать все правила и требования. Большая часть регламентов была описана в самом контракте объемом 492 страницы. Он включал более 40 приложений, от регламентов площадки и до вывоза мусора.

Для нас это не стало большой трудностью, так как мы не первый раз выходим на опасный производственный объект. Все регламенты и требования, которые выставляет заказчик, мы готовы исполнять — у нас для этого есть полностью укомплектованная и подготовленная команда.

Длительный контракт и образцовый результат перед Президентом РФ

Контакт был очень длительный, учитывая, что в ходе работ мы заключили порядка 5-ти дополнительных соглашений по видам работ и строительным участкам. Работы над главным логотипом «Новатэк» заняли почти месяц с учетом доставки материалов. Но во время этого мы проводили параллельные работы на южном фасаде над созданием надписи НОВАТЭК, где высота самой большой буквы — 7,5 метров.
Малярные работы на «Новатэке» у нас проходили на семи совершенно разных участках. В среднем, на освоение каждого уходило около месяца.
Этот проект дал нам четкое понимание, что за один месяц мы легко можем справиться с 10 000 квадратных метров малярных работ.

Наш проект на 100 % закрыл запрос заказчика:
  • ЦСКМС подтвердил свой статус знакового объекта.
  • Комплекс выделяется, отлично просматривается на местности.
  • Более того, он стал узнаваемым брендом, которого с удовольствием демонстрирует ООО «НОВАТЭК-Мурманск».

Что это значило для нас? Мы можем выполнять весь комплекс общестроительных работ, выходить на территории опасных производственных площадок. У нас юридически есть все разрешения, компетенции и возможности для выполнения таких сложных проектов и работ.
Срывов сроков мы не допустили, наш контракт увеличился на 30 %. К приезду на объект Президента РФ выполнили весь необходимый комплекс работ.

Мы получили положительный отклик по всему комплексу работ. Нам направили специальное письмо, в котором было сказано, что мы исполнили все в соответствии с контрактом и заданными сроками, претензий к нам нет.

Визит Президента на ЦСКМС
«Я доволен: нам повезло поработать на самом крупном предприятии в России, одном из самых крупных в Европе. Мы применяли мощнейшее оборудование, работали на экстремальных высотах. Сделали самый крупный логотип за Полярным кругом!

Определенный рубеж, определенная планка достигнута — и теперь не хочется с нее сходить. Я транслирую теперь, что нам нужны такие же контракты, не меньше. И вся команда должна быть нацелена, заточена на реализацию мощных проектов.

Мы почувствовали — мы можем, нам под силу! Ведь на наши работы смотрит и Владимир Путин, и вся страна. Это раскрывает крылья и заставляет гордиться своей работой»

Алексей Карташов
Директор по строительству
объектов, зданий и сооружений по всей России.
МАСШТАБНОЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
Промышленный арт, роспись фасадов корпусов
Промышленная роспись зданий и сооружений
ЯМАЛ СПГ сгущёнка резервуары
ЯМАЛ СПГ ПАО
Полуостров Ямал 2019 г.
СМОТРЕТЬ БОЛЬШЕ РАБОТ RASKRASIMVSЁ
«ГМК «НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ»
Мурманск, 2019 г.
«ПОЛИЭФ», СИБУР
Благовещенск, 2022 г.