Большинство наших сограждан живут в абсолютно серых городах. Такая среда негативно влияет на людей, поэтому жизненно необходимо видеть искусство каждый день. Красивая среда меняет людей — теория разбитых окон работает!
Анна Нистратова
Директор Института исследования стрит-арта
Как сделать город красивым и уютным, наполненным смыслом? Решение было найдено еще в 1960-х годах. Им стал паблик-арт — действенный инструмент облагораживания городских пространств. До сих пор существует ложная преграда, будто паблик-арт проект— это сложно, долго, запутанно. Мы докажем, что это совершенно не так, подробно расписав каждый шаг реализации такого проекта.
Концепция
Что такое паблик-арт? Немного теории
Паблик-арт (Public art) — объекты современного искусства в общественном пространстве. Это также городской арт, искусство в городе.
Справка!Паблик-арт — это диалог с обществом о настоящем. Он заставляет человека остановиться и задуматься о теме представленного проекта.
Чем паблик-арт отличается от стрит-арта?
Паблик-арт объект установлен законно и согласованно
Финансируется государством или частными компаниями
Чаще всего автор произведения известен
Подразумевает коммуникацию с обществом
Ориентирован на неподготовленного зрителя
Несет в себе миссию, посыл
Формирует уникальность и идентичность городской среды
Какие арт-объекты входят в современный паблик-арт?
Муралы
Мозаика
Инсталляции
Световые инсталляции
Цифровые и мультимедийные произведения
Интерактивные арт-объекты
Архитектурно-художественные композиции и скульптуры
Как классифицируется паблик-арт?
Тип;Арт-объекты;Месторасположение
Некапитальный (до 5 лет);Инсталляция, световая инсталляция, мультимедийная инсталляция, баннеры нерекламного характера, интерактивный арт-объект;Городские земельные участки, площади, газоны, водоемы, фасады и ограждения во время ремонтных работ, декорации праздников
Капитальные (до 15 лет);Инсталляция, мультимедийная инсталляция, световой объект, интерактивный объект;Городские земельные участки, площади, газоны, водоемы
Концепция
Паблик-арт и городская администрация: точки соприкосновения
Чтобы реализовать проект паблик-арта, никак не обойтись без системной работы с городской администрацией. В ее рамках решаются главные вопросы:
Создание нормативной базы для реализации подобных проектов
Создание схемы, карты размещения арт-объектов
Создание экспертизы объектов паблик-арта
Создание порядка эксплуатации и поддержания состояния художественного объекта
Как городской администрации воплотить в жизнь паблик-арт проект: чек-лист
Разберем поэтапно, что нужно предпринять городской администрации, чтобы паблик-арт проекты воплощались и существовали.
➀ Шаг первый. Создание нормативной базы
Определите и закрепите понятный механизм создания и реализации паблик-арт проектов в вашем городе
Создайте комиссию экспертов для рассмотрения проектов городского искусства. Это могут быть кураторы, руководители городских музеев, художники, представители администрации, представители ассоциации архитекторов
Разработайте варианты муниципальных программ, направленных на интеграцию арт-объектов в общественные пространства города
Разработайте механизм поддержки частных инициатив девелоперов, промышленных компаний
3-Х МЕТРОВАЯ МАТРЁШКА ДЛЯ ФЕСТИВАЛЯ «ЗНАКОВОЕ МЕСТО» Тобольск, 2023г.
➁ Шаг второй. Проведите работу с пространствами для паблик-арт объекта
Выберите подходящие локации для паблик-арт объектов
Проверьте с помощью визуализации концепции, что паблик-арт действительно органично вписывается в окружающую среду — дополняет, но не изменяет ее. Это можно сделать при помощи компаний, которые реализуют паблик-арт объекты по всей России.
Важно! Основная миссия паблик-арта — перепрограммировать эмоции человека, который чувствует себя в городе эмоционально подавленным.
➂ Шаг третий. Составьте единые понятные правила создания паблик-арт объектов в городе
Требования к изображению
Порядок рассмотрения дизайн-проекта и согласования нанесения изображения
Порядок нанесения изображения
Порядок приведения изображения в надлежащее состояние и его удаления (при необходимости)
Порядок осуществления контроля и мониторинга
Утвердите ежегодный конкурс паблик-арт проектов и даты приема заявок
Совет! В качестве примера можно использовать уже утвержденный документ — Постановление Правительства Москвы от 16.07.2019 № 877-ПП «О нанесении надписей, изображений путем покраски, наклейки, росписи в технике «граффити» и иными способами на внешние поверхности нежилых зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов в городе Москве».
➃ Шаг четвертый. Сформируйте департамент для рассмотрения заявок паблик-арт проектов
Классически эту миссию возлагают на ведомство главного архитектора города. У департамента обязательно должно быть полномочия на самостоятельное осуществление межведомственной коммуникации по согласованию поступившей заявки — дизайн-проекта.
Что должно быть в лекале заявки?
Информация об организаторе проекта
Концепция проекта
Перечень создаваемых объектов городского искусства с описанием:
— план расстановки объектов с привязкой к локациям — чертежи и конструктив объектов (крепления, фундаменты, нагрузки) — необходимых монтажно-демонтажных работах — необходимость подключения к коммуникациям
ЗЕРКАЛЬНЫЙ КУБ В РАМКАХ ФЕСТИВАЛЯ «ГОРОД БЕСКОНЕЧНОГО ВДОХНОВЕНИЯ» Норильск, 2023г.
➄ Шаг пятый. Разработайте долгосрочную программу по развитию городского искусства
Разрабатываются модели финансирования паблик-арт проектов. Это могут быть:
Частные инициативы
Фонд города
Финансовая поддержка от застройщиков и девелоперов в пользу паблик-арт программы города
Муниципальный бюджет
Гранты на конкурсной основе
➅ Шаг шестой. Объявите об инициативе создания паблик-арт объектов в СМИ и социальных сетях
Подлинный паблик-арт трансформирует нашу повседневность, привнося в нее новые смыслы, преобразует физический ландшафт через культурный: воспитывает, заставляет задуматься, задает неудобные вопросы, подсвечивает проблемы и вызовы и меняет привычные сценарии взаимодействия с городом