Арт-отель «Карелия»: как мы превратили дом в чемодан и поставили рекорд для Книги Гиннесса

Дом-чемодан — так местные жители называют необычный отель «Карелия», который расположен на улице Маршала Тухачевского, 27 в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга.

Справка! Гостиница была построена в 1979 году к Олимпиаде-80 — принимала иностранные спортивные команды.
В 2012 году мы расписали фасады «Карелии» в виде двух гигантских чемоданов. Роспись заняла площадь более 15 000 квадратных метров — стала самой большой трехмерной картиной в мире и попала в Книгу рекордов Гиннесса.

Сегодня Дом-чемодан является одним из самых узнаваемых и оригинальных арт-объектов в Санкт-Петербурге. Он символизирует путешественника, который приехал в город на Неве и открыл свой чемодан, чтобы наполнить его новыми впечатлениями и эмоциями.

С чего все началось:

граффити-хостел и путешествие в Милан

Заказчиком выступила инвестиционная девелоперская компания «Охта Групп», с которой мы успешно сотрудничали с 2009 года. Наше партнерство началось с граффити-хостела. Мы оформили экстерьер здания, лестничные пролеты так, чтобы наша роспись не конфликтовала с концепцией исторической части Санкт-Петербурга.

«Охта Групп» решила возобновить активное сотрудничество в 2010 году, доверив нам еще более ответственный проект — 16-этажную гостиницу «Карелия». Первым делом потребовалось разработать концепцию росписи. Опирались на то, что здание отеля — доминанта всего района. Оно находится на большом открытом пространстве, хорошо просматривается со всех сторон, в том числе, с проезжей части.

Факт! Гостиница «Карелия» — превосходный образец советского конструктивизма.
Сначала был проведен городской конкурс на будущий эскиз для «Карелии». Было привлечено множество художников, которые представили серию концепций — от аккордеона до подводной лодки. Но, к сожалению, ни одна из них не была выбрана из-за сложности адаптации к особенностям объекта.

Дело в том, что здание гостиницы зеркально отраженное, необычной формы, а его текстура нестандартна. Поверхность выложена плиткой, представляющей определенные неудобства, — отдельные элементы периодически отпадали. Именно поэтому заказчик решил провести арт-реновацию и ревитализацию объекта.

Вдохновившись путешествием в Милан, Владимир Владимирович предложил нам идею со зданиями-саквояжами, которые впечатлили его в поездке, — штаб-квартира и главный шоу-рум известного бренда Louis Vuitton. Это была прекрасная идея, которую мы тут же взяли в работу.

Фотографии бутиков Луи Виттон
«Сундук» Луи Виттон на Красной площади в 2013 году

Разработка эскиза:

чемодан, кожа крокодила и Burberry

Уже при разработке эскиза мы заметили, что здания гостиницы идеально подходят под выбранную концепцию — они возвышаются словно два чемодана, установленных стоймя и немного приоткрытых. Выстраивалась и логическая цепочка: гостиница — путешественник — чемодан.

Факт! Картина-чемодан имеет символическое значение: отражает идею, что отель «Карелия» — это место, где люди могут чувствовать себя как дома, независимо от того, откуда они приехали.
Большое внимание мы уделили деталям, скрупулезно прорисовав фурнитуру чемодана — ручки, уголки.
Факт! Роспись «Чемодан» представляет собой два гигантских трехмерных чемодана, нарисованных на фасаде 16-этажного отеля Карелия

От идеи — к воплощению:

вызовы на пути к рекорду

Проект «Дом-чемодан» был реализован в 2012 году.

Мы работали краскопультами, валиками, баллонами — словом, использовали смешанную технику. Работы заняли два месяца.
Но, перед тем как явить миру рекорд Книги Гиннесса, нам нужно было преодолеть огромное количество вызовов:
Необычная форма здания — концепцию пришлось адаптировать под объект.
Особенность поверхности — балконы, выступающие элементы.
Сложная реализация — требовалась большая команда альпинистов (15 человек).
Начало работ в холодное время года — оформлять фасады пришлось под первые заморозки.
Недостатки и дефекты объекта, с которыми пришлось работать
Техническим партнером проекта выступила «Тиккурила» — компания предоставила всесезонную атмосферостойкую краску.
Факт! Роспись была официально признана самой большой трехмерной картиной в мире 4 декабря 2012 года. Тогда в Санкт-Петербург из Лондона специально приехал представитель Книги рекордов Гиннесса.

Ставим рекорды Гиннесса

Наш «Дом-Чемодан» опубликовали в Книге рекордов Гиннесса за 2012 год и это послужило мощным пиар-поводом для СМИ. В день заключения рекорда мы организовали круглый стол с представителями власти и городской администрацией, главным архитектором Санкт-Петербурга.
Факт! Общая площадь рисунка составляет 15 682 м², что делает его самой большой трехмерной картиной в мире по версии Книги рекордов Гиннесса.
Что все это дало заказчику?
  1. Возросшая цитируемость быстро сделала объект популярным.
  2. Мощная огласка в СМИ принесла новых гостей и бронирования номеров.
  3. Увеличение спроса могли использовать как повод для увеличения среднего чека.

Гостиница «Карелия» стала культовым, знаковым объектом Санкт-Петербурга, новой доминантой района. Объект был включен в большое количество авторских городских экскурсий. Впоследствии «Карелию» даже переименовали в арт-отель.
Факт! На роспись было затрачено 10 000 литров краски.
Заголовки новостей

«Встретимся у Чемодана!»:

не только коммерческая история

Все это принесло не только коммерческий успех, но и стало огромным вкладом в бренд Красногвардейского района города. Ранее он был типичным индустриальным пространством — спальный район с многоэтажками советской застройки. «Дом-чемодан» же стал яркой точкой, знаковым местом, которое до сих пор привлекает горожан и туристов, ценителей современного искусства и арт-исследователей. «Встретимся у Чемодана!», — говорят даже спустя 10 лет.
«Мы на тот момент были очень молодые, очень амбициозные, очень дерзкие. Море по колено, горы по плечо. Нам хотелось доказать миру, что мурал-арт может максимально помогать бизнесу, нести пользу обществу, улучшать городскую панораму. Быть инструментом созидания, а не вандализма и разрушения, как ошибочно считали многие.

Мы не чувствовали страха, что у нас не получится. Просто дерзали, делали свое дело и шли вперед. И результат превзошел все ожидания. Мы получили широкую огласку, которая нас вдохновила на последующее творчество. Скажу, что этот проект фактически разделил нашу деятельность на “до” и “после”»

Алексей Макаровский
основатель RASKRASIMVSЁ

Слово заказчику и зрителям:

как оценили наш труд?

объектов, зданий и сооружений по всей России.
МАСШТАБНОЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
Промышленный арт, роспись фасадов корпусов
Промышленная роспись зданий и сооружений
ЯМАЛ СПГ сгущёнка резервуары
ЯМАЛ СПГ ПАО
Полуостров Ямал 2019 г.
СМОТРЕТЬ БОЛЬШЕ РАБОТ RASKRASIMVSЁ
«ГМК «НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ»
Мурманск, 2019 г.
«ПОЛИЭФ», СИБУР
Благовещенск, 2022 г.