История промышленной росписи. Заводы — новые арт-объекты


07.11.2023 | ПРОМ-АРТ
В России есть свой «Ржавый пояс». Это заброшенные заводы Москвы, Санкт-Петербурга, огромные промышленные пространства Урала и Западной Сибири.
Как уточняет издание РБК, еще 20 лет назад промзоны занимали около 17 % от всей площади Москвы. С начала 2010-х их активно перестраивают под креативные кластеры, выставочные пространства, жилые и офисные кварталы. Так появились Флакон, Винзавод, ArtPlay, Хлебозавод, Фабрика.

Промышленная роспись и производственный арт — активно развивающиеся направления искусства. У них есть свое прошлое, настоящее и будущее, без понимания которых сложно постичь современный пром-арт и его ценность для государства, предприятий, акционеров, общества и деятелей искусства.

Ⅰ. Вчера: основоположник Яков Чернихов
Каждая история имеет своего вдохновителя. В случае с промышленным артом в лице команды RASKRASIMVSЁ это художник, архитектор и график Яков Чернихов (1889-1951). В начале ХХ века он создал свои «Архитектурные фантазии» — абстрактные, но жизнеспособные идеи, которые переворачивали представление о теории архитектуры.

Мечтой Якова Георгиевича было освободить архитекторов от устаревших консервативных методов и позволить им дать волю своему воображению. Так Чернихов оставил потомкам 101 изображение разных архитектурных (промышленных и жилых) объектов, а также объяснения техники и основных принципов их построения.

101 архитектурная концепция Якова Чернихова — это источник бесконечного вдохновения для современных архитекторов, художников, дизайнеров интерьера. А цикл «Сказки индустрии» — прямое пособие для пром-арта XXI века. Сегодня настала пора сделать мечты реальностью!

Ⅱ. Сегодня: ожившие промзоны «Ржавого пояса»
С 2019 года при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина проводится Уральская индустриальная биеннале, охватывающая большую территорию Урала и Западной Сибири. Глобальная цель проекта — исследовать и переосмыслить огромное индустриальное наследие России.

Эксперты в области урбанистики, музейного дела и социокультурных проектов изучили бывшие промзоны и их историю, разработали стратегии перезапуска индустриальных пространств и их дальнейшей комплексной поддержки.

А современные российские и зарубежные художники при активном соучастии городских сообществ и неравнодушных жителей создали на территориях заброшенных заводов и карьеров арт-объекты.

Перезапуску бывших индустриальных объектов, превращению их в арт-центры, зоны отдыха способствовали также передовые российские предприятия — «Ростех», «Металлоинвест», «СИБУР». Благодаря их участию объекты визуального искусства, выставки совриска, перформативные проекты появились в Тобольске и Нижнем Тагиле, Сатке и Челябинске, Асбесте и Кыштыме.

Ⅲ. Завтра: предприятия, которые опережают время
Переосмысленные заброшенные промзоны — это только малая часть производственного искусства. А что же насчет действующих предприятий, которые живут, дышат, развиваются прямо сейчас?

«В будущее возьмут не всех», — отметил однажды художник-концептуалист Илья Кабаков. Однако российские промышленные компании нашли способ опередить время и построить себе надежную дорогу к грядущему.

Для этого потребовалось вплести в свою историю и повседневность современное искусство — промышленный арт. Пока в обществе процветает образ серого скучного завода, они создают потрясающие креативные производственные пространства, будто сошедшие со страниц тех самых архитектурных фантазий Якова Чернихова!
  • АО «Полиэф» (Благовещенск, 2022). Эскиз росписи был подготовлен сотрудниками предприятия в рамках конкурса «Экосинхрон», посвященного экологии, гармоничному сосуществованию природы и человека. Итоговая площадь работы составила 5000 кв. метров.
  • АО «Кольская ГМК» (Мончегорск, 2022). Превращение невзрачных емкостей для хранения перлита и мазута в гигантские художественные объекты, получившие 160+ упоминаний в федеральных и региональных СМИ.
Промышленная роспись помогает превратить производственную зону в яркий футуристический проект, привлекательный для молодых сотрудников, акционеров, государственных деятелей и СМИ. Создать прочный симбиоз с актуальным искусством — верный путь проложить дорогу в будущее своему предприятию.

Власти разрешили художникам расписывать стены домов: смотрите, что из этого получилось!
Над статьей работали:
Автор: Лариса Патеева
Главред: Ксения Инокова
Дизайнер: Наталья Гладышева
Вам понравилась эта статья?
Поделиться в соцсетях: