В России есть свой «Ржавый пояс». Это заброшенные заводы Москвы, Санкт-Петербурга, огромные промышленные пространства Урала и Западной Сибири.
Как уточняет издание РБК, еще 20 лет назад промзоны занимали около 17 % от всей площади Москвы. С начала 2010-х их активно перестраивают под креативные кластеры, выставочные пространства, жилые и офисные кварталы. Так появились Флакон, Винзавод, ArtPlay, Хлебозавод, Фабрика.
Промышленная роспись и производственный арт — активно развивающиеся направления искусства. У них есть свое прошлое, настоящее и будущее, без понимания которых сложно постичь современный пром-арт и его ценность для государства, предприятий, акционеров, общества и деятелей искусства.
Ⅰ.Вчера: основоположник Яков Чернихов
Каждая история имеет своего вдохновителя. В случае с промышленным артом в лице команды RASKRASIMVSЁ это художник, архитектор и график Яков Чернихов (1889-1951). В начале ХХ века он создал свои «Архитектурные фантазии» — абстрактные, но жизнеспособные идеи, которые переворачивали представление о теории архитектуры.
Мечтой Якова Георгиевича было освободить архитекторов от устаревших консервативных методов и позволить им дать волю своему воображению. Так Чернихов оставил потомкам 101 изображение разных архитектурных (промышленных и жилых) объектов, а также объяснения техники и основных принципов их построения.
101 архитектурная концепция Якова Чернихова — это источник бесконечного вдохновения для современных архитекторов, художников, дизайнеров интерьера. А цикл «Сказки индустрии» — прямое пособие для пром-арта XXI века. Сегодня настала пора сделать мечты реальностью!
Ⅱ. Сегодня: ожившие промзоны «Ржавого пояса»
С 2019 года при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина проводится Уральская индустриальная биеннале, охватывающая большую территорию Урала и Западной Сибири. Глобальная цель проекта — исследовать и переосмыслить огромное индустриальное наследие России.
Эксперты в области урбанистики, музейного дела и социокультурных проектов изучили бывшие промзоны и их историю, разработали стратегии перезапуска индустриальных пространств и их дальнейшей комплексной поддержки.
А современные российские и зарубежные художники при активном соучастии городских сообществ и неравнодушных жителей создали на территориях заброшенных заводов и карьеров арт-объекты.
Перезапуску бывших индустриальных объектов, превращению их в арт-центры, зоны отдыха способствовали также передовые российские предприятия — «Ростех», «Металлоинвест», «СИБУР». Благодаря их участию объекты визуального искусства, выставки совриска, перформативные проекты появились в Тобольске и Нижнем Тагиле, Сатке и Челябинске, Асбесте и Кыштыме.
Ⅲ. Завтра: предприятия, которые опережают время
Переосмысленные заброшенные промзоны — это только малая часть производственного искусства. А что же насчет действующих предприятий, которые живут, дышат, развиваются прямо сейчас?
«В будущее возьмут не всех», — отметил однажды художник-концептуалист Илья Кабаков. Однако российские промышленные компании нашли способ опередить время и построить себе надежную дорогу к грядущему.
Для этого потребовалось вплести в свою историю и повседневность современное искусство — промышленный арт. Пока в обществе процветает образ серого скучного завода, они создают потрясающие креативные производственные пространства, будто сошедшие со страниц тех самых архитектурных фантазий Якова Чернихова!
АО «Полиэф» (Благовещенск, 2022). Эскиз росписи был подготовлен сотрудниками предприятия в рамках конкурса «Экосинхрон», посвященного экологии, гармоничному сосуществованию природы и человека. Итоговая площадь работы составила 5000 кв. метров.
АО «Кольская ГМК» (Мончегорск, 2022).Превращение невзрачных емкостей для хранения перлита и мазута в гигантские художественные объекты, получившие 160+ упоминаний в федеральных и региональных СМИ.
Промышленная роспись помогает превратить производственную зону в яркий футуристический проект, привлекательный для молодых сотрудников, акционеров, государственных деятелей и СМИ. Создать прочный симбиоз с актуальным искусством — верный путь проложить дорогу в будущее своему предприятию.
Власти разрешили художникам расписывать стены домов: смотрите, что из этого получилось!